История города Моздока
 
МОЗДОК - один из старейших городов Северного Кавказа, имеет давнюю историю.
 
Первый герб Моздока, утверждённый Сенатом 7 сентября 1842 года, описание которого гласит: щит разделён на две половины, в верхней герб Кавказской области, в нижней - на голубом фоне листья шафрана. Лазоревый цветок - символ чести, преданности, истины.
 
Официальное основание города проходило в XVIII в. в сложной политической обстановке. Турция стремилась захватить (при помощи зависимого от нее крымского хана) Кабарду и другие районы Кавказа. Тем самым, она угрожала России с юга. В 1759 владелец Малой Кабарды Кургока Кончокин принял крещение (новое имя — Андрей Иванов (Кончокин)) и переселился с крестившимися подданными в урочище Мздогу  (по-кабардински "дремучий лес"). Из числа переселенцев, главным образом крещёных осетин и кабардинцев, была создана горская казачья команда, насчитывавшая чуть больше 100 человек.
В начале 1763 г. правительство Екатерины II санкционировало постройку на левом берегу Терека, в урочище Мздогу, крепости. От слова «мздогу» и происходит название крепости — «Моздок». Крепость была призвана служить не только целям военного характера, но и способствовала развитию про­изводительных сил края.
Значение Моздока возрастало быстро. Через 7 лет, 22 января 1770 г., крепость Моздок была переименована в город Моздок. Вскоре Моздок стал центром экономической, политической и куль­турной жизни почти всего Северного Кавказа, одним из наиболее крупных населенных пунктов на пути из России на Северный Кавказ и в Закавказье. В 80-х годах XVIII в. между Моздоком и Тифлисом (через основанное в 1784 г. Владикавказское укрепление) была про­ложена шоссейная дорога, названная Военно-Грузинской. Важность значения этой дороги оценил еще К. Маркс. Моздок был маленьким городком, но он стягивал к себе все нити связей России с народами Северного Кавказа, и в этом было его основное значение.
Долгое время, будучи наиболее выдвинутым к Кавказским горам русским форпостом, Моздок стягивал к себе местное население, при­езжавшее сюда с целью торговли и в поисках защиты от притеснения своих князей и мести кровников у себя на родине. По этой причине, в частности, Моздок отличается от других городов Северного Кавказа пестрым национальным составом. Поданным 1803 г., в Моздоке про­живало 4097 человек (без гарнизонных войск), в том числе, русских — 436, армян — 1411, грузин — 811, осетин — 451, горцев — 429. Население города жило замкнутыми национальными общинами и строго придерживалось своих обычаев. Общины управлялись выбор­ными лицами. Не случайно, что именно в Моздоке в 1764 г. была от­крыта первая школа «для детей осетин и прочих горских народов», а в 1770 г. — первая осетинская типография. В школу принимались дети старшин и городских владельцев. Она просуществовала до 1792 г.
Таким образом, во второй половине XVIII в. Моздок стал своего рода центром культуры осетинского народа.
В 1774 г. в Моздоке велись переговоры, в результате кото­рых Осетия присоединилась к России. К концу XVIII в. Моздок стал крупным торговым и администра­тивным городом-крепостью на всей так называемой «Кавказской военной линии» — от Азова до Кизляра.
В 1794 г. в городе-крепости насчитывалось 101 торговое заведение. Жители казачьих станиц при­возили в Моздок зерно, муку, овощи; осетины — сыр, масло, бурки, скот, шерсть и другие товары; народы Дагестана — кустарные изде­лия, фрукты; грузины — фрукты, табак, чай, вино и т. д.
Первая четверть XIX в. является периодом расцвета Моздока. Его торгово-экономическое и культурное значение в это время выходит за пределы Моздокского уезда. Благодаря выгодному географическому положению, он становится одним из главных экономических и поли­тических центров Северного Кавказа. Еще в 1823 г. крепостные кре­стьяне братья Дубинины построили в Моздоке один из первых в мире нефтеперегонных заводов, на котором начали производство керосина из нефти. Деятельность братьев Дубининых не получила нужной под­держки, но завод просуществовал около 20 лет. За это время он дал много тысяч пудов керосина, который вывозили в разные районы Рос­сии и даже до Москвы. Позднее в Моздоке были построены самые большие для того вре­мени на Северном Кавказе мыловаренный, винокуренный и другие заводы.
С 1799 г. широкой известностью среди горцев пользовались моздокские ярмарки, своим существованием подтвердившие капита­листическое влияние на социально-экономическую жизнь населения Кавказа с его патриархально-родовым укладом. На ярмарках можно было встретить русских, грузинских, азербайджанских, армянских и других купцов, торговавших разнообразными промышленными и сельскохозяйственными товарами. Здесь особенно активно, как нигде на Кавказе, шел торг лошадьми разной породы.
Город, как аванпост на Кавказе, привлекал к себе много передо­вых людей того времени. Здесь проездом останавливались выдающие­ся деятели русской культуры А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, М. Ю. Лермонтов, А. С. Грибоедов и другие. Из моздокской тюрьмы бежал Емельян Пугачев. Как видно, с Моздоком связаны знаменательные факты из истории и культуры нашей Родины.
Однако период расцвета Моздока был непродолжительным. В связи с прокладкой в 1825 г. более короткого пути из России в Грузию (через станицу Екатериноградскую), то есть в связи с переносом пути с правого берега Терека на левый экономическое значение населенно­го пункта стало падать. Это было вызвано еще и тем, что часть осетин переселилась с гор на равнину, и движение по левобережью Терека стало менее опасным. Изменение направления дорожной магистрали, а следовательно, и экономического положения города в значительной степени подорвало торговлю, некогда являвшую собой гордость Моз­дока.
В 1837 г. Моздокский окружной начальник писал, что положе­ние города очень невыгодное, так как «большой тракт, идущий в Тиф­лис, перемещен». С середины 30-х годов XIX в. Моздок начал постепенно приходить в упадок. В 1835 г. Моздокская крепость была официально упраздне­на. Ее гарнизон был расквартирован в других городах и крепостях Кавказа. В середине XIX в. наблюдается убыль населения города. Некоторое оживление его хозяйственной деятельности наблюдалось в первые годы после отмены крепостного права.
Однако в 70-х годах XIX в. Моздоку был нанесен новый экономический удар проведением через Беслан железной дороги Ростов—Владикавказ (1875 г.) и Беслан — Петровский. Эти дороги окончательно оставили Моздок в сто­роне от основных грузопотоков. Старые почтовые тракты, проходив­шие здесь, потеряли свое прежнее хозяйственное значение, так как большая часть грузов теперь стала поступать непосредственно на железнодорожные станции (Прохладная и др.), минуя Моздок. Жители Моздока встретили первый паровоз лишь в 1913 г. Желез­ная дорога (Прохладная — Моздок — Гудермес) внесла некоторое оживление в жизнь Моздока, но существенно изменить экономику и культуру города она не смогла, так как началась первая мировая война.
 
Первый паровоз в Моздоке. 1913 г.
 
В начале XX в. Моздок являл собой рядовой заштатный город Тер­ской области. Перед 1-й мировой войной население города вновь сократилось с 16 456 человек в 1903 г. до 14 655 в 1913 г.  К этому времени Моздок потерял значение города и стал числить­ся слободой. Благоустройство дореволюционного Моздока харак­теризовалось как весьма примитивное. Подъезды и улицы города на­ходились в запущенном состоянии. Не было электричества, водопро­вода, канализации, мостовых, тротуаров. Город освещался редкими керосиновыми фонарями. Городской транспорт состоял из нескольких извозчиков. Единственный мост через Терек был в аварийном состоя­нии. Просвещение и здравоохранение были на низком уровне. В горо­де имелись всего одно реальное училище, две церковноприходские школы, один лечебный пункт, два фельдшера. Все они влачили жал­кое существование. Население к помощи медиков обращалось в ис­ключительных случаях. В результате, в городе распространялись раз­ные болезни, особенно — оспа, скарлатина, корь, дифтерия, которые давали высокую смертность. Дореволюционный Моздок был скучным, серым, малокультурным городом, с наступлением вечера улицы погружались в темноту, везде была грязь. Их благоустройством никто не занимался.
   Главными достопримечательностями Моздока были 13 церквей, особенно та из них, в которой хранилась икона Иверской божьей ма­тери, привлекавшая в город тысячи паломников (согласно преданию, икона была подарена осетинскому народу грузинской царицей Тама­рой, женой осетинского царевича Сослана).
   Великая Октябрьская социалистическая революция была встрече­на трудящимися Моздока с энтузиазмом. В январе 1918 г. под руко­водством С. М. Кирова в Моздоке состоялся 1-й съезд народов Тер­ской области, который сыграл большую роль в укреплении Советской власти в национальных районах Северного Кавказа. 18 марта 1920 г. Моздок окончательно стал советским. Трудящиеся города взяли власть в свои руки. С этого момента начинается новый этап в истории города. Советская власть открыла новые перспективы в его развитии, изменила облик населенного пункта. В 1923 г, Моздок снова утвер­ждается городом в составе Ставропольского края. В годы довоенных пятилеток здесь развернулась большая хозяй­ственная деятельность. К 1926 г. промышленное производство было полностью восстановлено. В 1930 г. были построены мост через Терек и узкоколейка, связавшая Моздок с Малгобеком. В 1932 г. в городе было основано РСУ (ремонтно-строительное управление) и построена нефтеналивная эстакада, были реконструированы кирпичные заводы «Маяк» и «Искра», их общая мощность выросла до 30,5 млн. кирпи­чей в год. Мелкие кустари и ремесленники были объединены в про­мысловые кооперативы. Была построена первая небольшая электро­станция мощностью в 100—120 тысяч киловатт-часов электроэнергии в год. Городские улицы получили электрический свет. Быстро рос торговый оборот. Высокими темпами развивалось благоустройство го­рода, расширилась городская роща, открылся стадион. В 1936 г. на месте Алдатовского сквера был и разбит замечательный парк им. Ки­рова, был создан участок озеленения города. За годы предвоенных пятилеток культурный уровень города за­метно повысился. Был выстроен ряд новых школ, расширилась сеть детских садов, открылись больница на 100 коек и городская поликли­ника.
Несмотря на все эти достижения, Моздок в предвоенные годы все еще не достиг уровня промышленного города и культурного центра.
23 августа 1942 г. Моздок был оккупирован немецко-фашистскими войсками. Оккупация продолжалась четыре месяца. 3 января 1943 г. город был освобожден от врага. За период оккупации Моздок сильно пострадал. Общий ущерб, нанесенный фашистами хозяйству и про­мышленности города, по подсчетам чрезвычайной районной комис­сии, составил более 81 миллиона рублей, в том числе, по жилищно-коммунальному хозяйству — свыше 25,5 млн. рублей. В летопись города вписано немало страниц, рассказывающих о боевом подвиге моздокчан, отстоявших свой город от фашистов в сороковые годы и активно участвовавших в боях на фронтах Великой Отечественной войны, в тылу врага, а также в европейском движении Сопротивления. И после войны моздокчане трудились не только за себя, но и за тех, кто не вернулся в родной дом.
Послевоенный период Моздока характеризуется быстрым вос­становлением промышленности и городского хозяйства, высокими темпами их дальнейшего развития. Уже в 1943 г. в городе работали все ранее существовавшие предприятия. В 1944 г. Моздок вошел в состав Северо-Осетинской АССР. Это положительно повлияло на его дальнейшее экономическое и социаль­ное развитие.
В послевоенные годы в Моздоке построен ряд новых важных про­мышленных предприятий: молокозавод, хлебозавод и другие. Эконо­мическая инфраструктура Стала развиваться значительными темпа­ми. В 1959 г. была создана строительная организация системы «Сель-строй», вырос автотранспорт. Недалеко от Моздока (в 5—6 км) в 1960 г. прошла трасса Тер-ско-Кумского канала, сооружение которого положительно повлияло на экономику города, так как в нем были размещены предприятия, обеспечивающие строительство канала (ПМК-2 и ПМК-5, автохо­зяйство).
В 1953 г. Моздок был подключен к государственной кольцевой энергосистеме «Севкавказэнерго». В результате окончательно был решен вопрос снабжения города и района электроэнергией. В 1961 г. город получил природный газ из Ставрополья. Он стал здесь основ­ным видом топлива. Интенсивно расширялись системы водоснабже­ния, канализации и отопления, улучшилось медицинское обслужива­ние населения, больше внимания стало уделяться вопросам развития культуры.
 
Современный герб и флаг города Моздок.
Герб утверждён 18 апреля 2000 года и внесён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под № 643. Описание герба: "В лазоревом (синем, голубом) поле зеленый стебель шафрана с таковыми же листьями пурпурным цветком с золотыми тычинками".
 
Сегодня Моздок благоустраивается. У этого города есть все для возрождения и процветания: трудолюбивые люди, наделенные огромной духовной силой, талантом, значительный интеллектуальный и производственный потенциал. А потому моздокчане вступают в двадцать первый век с верой в будущее.
 
Согласно постановлениям министерства культуры Российской Федерации от 19 февраля 1990 г., коллегии Госстроя РСФСР от 28 февраля 1990 г. и президиума Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры от 16 февраля 1990 г. город Моздок включён в список исторических городов России. Он стал членом Ассоциации малых городов Юга России, а также научной базой для многих академиков, историков, писателей.